В рамках методического объединения учителей общеобразовательных предметов в 2018-2019 учебном году были отмечены показательные уроки по предметам:
1. Письмо и развитие речи 6 класс по теме: «Имена существительные, употребляемые в единственном и множественном числе». Учитель: Парыгина Эльвира Вячеславовна.
Эльвира Вячеславовна использовала ИКТ, разнообразные виды упражнений, вопросы поискового характера, личностно-ориентированный подход, которые подводили учащихся к рассуждению, к формулировке доступных выводов и обобщений, развитию устной и письменной речи, формированию практически значимых орфографических и пунктуационных навыков. Урок носит коррекционно-развивающую направленность.
2. Природоведение 5 класс по теме: «Растения огорода». Учитель: Фролова Елена Николаевна.
Елена Николаевна использовала ИКТ, методы и приемы, схематические схемы, иллюстративный и натуральный дидактический материал, что способствовало глубокому, осознанному восприятию учебного материала. Для решения поставленной проблемы учащиеся включают в работу зрительные, тактильные, вкусовые анализаторы. Урок носит коррекционно-развивающую направленность.
Конспект урока по письму и развитию речи
Тема: Имена существительные, употребляемые только в ед.ч. или мн.ч.
Цель урока: знакомство с именами существительными, имеющими форму только единственного или только множественного числа.
Задачи урока:
- Сформировать умения различать число имен существительных, совершенствовать практические навыки в определении основных признаков данной части речи.
- Развивать познавательные способности учащихся, память, внимание, логическое мышление, устную и письменную связную речь, орфографическую зоркость, фонетический слух, активизировать словарь.
- Воспитывать интерес к родному языку, аккуратность при письме, привитие интереса к чтению.
Планируемый результат:
знать: имена существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа;
уметь: различать имена существительные, имеющие форму только единственного числа, и имена существительные, имеющие форму только множественного числа, правильно образовывать трудные формы множественного числа;
учиться: точно, уместно употреблять в речи существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.
Оборудование: SMART доска, компьютерная презентация, дидактический материал (карточки с дифференцированными заданиями), карточки для работы в бригадах, учебник русского языка - Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Русский язык. Учебник для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Москва, «Просвещение», 2014 .
Ход урока:
- Организационный момент.
Звенит , заливается школьный звонок.
Нас ждет интересный, полезный урок.
Чудесным пусть будет у вас настроение,
Легко и прелестно дается учение!
Приветствие учащихся и гостей.
Девиз: (Слайд )
И вновь урок мы начинаем,
Все знанья сами открываем,
К вершине знаний держим путь,
Поэтому – активным будь!
2. Этап актуализации знаний и способов деятельности.
- Фронтальный опрос об имени существительном.
-Какую часть речи изучаем?
-Дайте определение имени существительному. (Слайд….)
-Назовите основные грамматические признаки имени существительного
- Ребята, скажите, какие две формы числа имеют имена существительные. (Имена существительные могут иметь форму единственного числа и форму множественного числа).
- Приведите примеры.
3. Этап целеполагания и мотивации.
- Ребята, как звучит тема нашего урока?
- Зачем нам нужно это знать? (Чтобы правильно говорить и писать такие слова, быть грамотными людьми).
-Сформулируйте задачу урока.
Итак, мы приступаем к работе над задачей нашего урока.
- Работа в бригадах.
-Назовите правила работы в бригадах (Слайд….)
- Сгруппируйте данные существительные (1 бригада: снег, ветра, вьюги, сугроб;
2 бригада: метель, морозы, снежинка, позёмки )
в зависимости от их числа и допишите недостающую форму числа.
-Сколько будет столбиков? (Два столбика: единственное число и множественное число).
- Проверим, что получилось.
Итак, какое задание сейчас выполняли? Какие знания нам помогли?
Молодцы!
- Значение слова позёмка (Слайд )
-Ребята, а кто из вас знает значение слова позёмка?
Метель без снегопада, во время которой снег переносится ветром по поверхности земли или снежного покрова.
5.Этап открытия новых знаний.
- А теперь прочитайте слова на слайде:
Иней, сани, хлопья, лыжи, пурга.
- Выпишите эти слова в два столбика в зависимости от их числа.
ед.ч. мн.ч.
- Всё ли у вас получилось?
- Учитель помогает учащимся прийти к выводу, что существительные иней, пурга невозможно поставить в форму множественного числа, а существительные хлопья , сани и лыжи невозможно поставить в форму единственного числа.
- Познакомьтесь с текстом учебника на странице 111. Совпадает ли данная информация с нашими выводами? (Да, совпадает).
6. Орфографическая минутка. Письмо по памяти.
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лёд.
-Какая задача стоит перед вами?(прочитать, вставить пропущенные орфограммы)
- Кто из вас знает автора этих строк?
-Объясните написание пропущенных орфограмм.( 1 ученик у доски)
- Подготовка к письму по памяти. (Слайд )
- Выполнение работы.+ Инд. Карточки( для слабых)
- Проверка.
7.Физминутка «Зимний лес»
Мы пришли в зимний лес (ходьба на месте)
Сколько здесь вокруг чудес! (разводят руки в стороны)
Справа березка в шубке стоит, (руки отводят в указанную сторону и смотрят.)
Слева елка на нас глядит
Снежинки в небе кружатся, (отводят руки и прослеживают взглядом)
И на землю красиво ложатся. (движение (фонарики) и смотрят вверх) .
Как красивы они!
В лесу красота и покой, (разводят руки в стороны)
А нам пора уже домой (шаги на месте) .
- Ну что ж, нам пора прощаться с лесом.
Лес волшебный, до свидания!
Добрый лес, могучий лес,
Полный сказок и чудес!
- Закроем глаза и возвращаемся обратно.
8. Звуко-буквенный разбор слова.
-Мы продолжаем работать над задачей нашего урока.
- Найдите в отрывке из стихотворения А.С.Пушкина имя существительное , которое употребляется только во множественном числе. (Коньки)
-Это слово из словаря, какую орфограмму необходимо выделить и запомнить? На какой слог падает ударение?
-Запишите это слово и выполните звуко-буквенный разбор ( 1 ученик у доски)
9.Этап осмысления новых сведений и применение их на практике.
- Комментированное письмо у доски. (Учащимся предлагается найти и выписать существительные, имеющие только одно число. (Лень – ед.ч., чучело – ед.ч., прятки – мн.ч., каникулы – мн.ч)
«Допиши словечко».
- По-геройски Лена с ленью
Воевала целый день,
Но, к большому сожаленью,
Победила Лену _________.
- Оля мучила расческу,
К школе делала причёску.
Мучила-то мучила,
Да получилось _________.
- Тряс и тряс портфель Тарас,
Чтоб найти тетрадки,
Но тетрадки каждый раз
С ним играли в __________.
- Четверть снова началась,
Часики затикали,
А меня вопрос гнетёт,
Скоро ли _______________.
Итог.
10.Этап закрепления нового материала.
-Откройте учебники на странице112, упражнение 184, прочитайте задание.
Продумайте план работы. Расскажите о том, как вы будете работать. (Учащиеся планируют свою деятельность: 1) назвать предметы на картинке; 2) определить пропущенные буквы в словах из рамки; 3) распределить слова из рамки по группам).
- Устная работа с упр.184:
- называем слова, изображённые на картинке, определяем их число (очки, ножницы, клещи, грабли – эти слова имеют форму только множественного числа);
определяем буквы, пропущенные в словах из рамки.
- Письменная работа с упр.184 в парах:
- выбираем слова из рамки по данным группам: существительные, имеющие форму только единственного числа: 1-ая пара – названия продуктов, 2-ая пара – названия металлов; существительные, имеющие форму только множественного числа: 3-я пара – названия продуктов, 4-ая пара – названия инструментов, 5-ая пара – названия игр, все вместе – названия жидких веществ).
- Проверка работы. Каждая пара зачитывает выписанную ею группу слов. Учащиеся определяют правильность выполненного друг другом задания.
11 . Домашнее задание.
С.112, у.183
12. Итог урока.
-Над какой темой работали сегодня на уроке?
- Справились мы с задачей нашего урока?
11.Этап рефлексии.
Закончи предложение:
-На уроке я работал........ (активно / пассивно )
- Своей работой на уроке я .......(доволен / не доволен)
- Урок для меня показался...... (коротким / длинным)
- За урок я ........(не устал / устал)
- Мое настроение....(стало лучше / стало хуже)
- Материал урока мне был....... (понятен / не понятен)
- Заключительное слово учителя.
- Ребята, вы все молодцы. Хорошо справлялись с трудностями, возникавшими на уроке.
- Спасибо за хорошую работу на уроке.
- Выставление оценок.
Дополнительные задания.
- Выделенные существительные выпиши в два столбика :
Предлагаем испечь к чаю печенье. Дрожжи вам не понадобятся. Взбейте два яйца со стаканом сахара. Добавьте по полстакана сметаны и кефира. Добавьте немного соды и всыпьте муку. Замесите тесто и раскатайте его. Вырежьте фигурки и испеките их. Готовое печенье посыпьте тёртым шоколадом. Подавайте к чаю, молоку, сливкам. Приятного аппетита!
ед.ч. |
мн.ч. |
|
|
|
|
|
|
- Записать отгадки в два столбика.
1. Без ног, а ходят, без рук, а указывают…………
2.С той и с этой стороны
В клетках кони и слоны.
Но не могут удержаться,
Чтоб друг с другом не сражаться…………..
3.Белый, как снег. В чести у всех.
В рот попал, там и пропал……………….
4.Белый камушек растаял, на доске следы оставил……………..
5. Кругленькие, желтые и беленькие, всему свету миленькие ………………..
6.Деревянные кони по снегу скачут,
А в снег не проваливаются. ……………….
ед.ч. |
мн.ч. |
|
|
|
|
|
|
|
|
М…л…чишек радос… ный _______________
Кон…ками звучно режет ______________ .
М…л…чишек радос… ный _______________
Кон…ками звучно режет ______________ .
Снег, ветра, вьюги, сугроб.
ед.ч. |
мн.ч. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Метель, морозы, снежинка, позёмки
ед.ч. |
мн.ч. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Конспект урока по природоведению
Тема урока: Растения огорода: овощи (картофель, капуста, морковь, свекла, помидор, огурец, кабачок, горох и другие); зеленые культуры (лук, чеснок, укроп, петрушка, салат и другие).
Цель: ознакомление учащихся с группами растений огорода.
Задачи:
- Коррекционно-образовательные: расширить и уточнить знания и представления учащихся о растениях огорода.
- Коррекционно-развивающие: расширять и обогащать словарный запас, развивать связную речь учащихся; активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление, учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщение;
- Коррекционно-воспитательные: вызывать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о растениях огорода.
Оборудование:
- Презентация «Растения огорода».
- Муляжи овощей.
- Натуральные овощи.
- Индивидуальные карточки для составления таблицы.
- Индивидуальные карточки для составления рассказа об овощах.
- Учебник.
- Тетрадь.
- Ручка.
- Карандаш.
Ход урока.
I. Организационный момент.
1. Проверка готовности учащихся к уроку.
2. Девиз урока:
Мы пришли сюда учиться!
Не лениться, а трудиться!
Только тот, кто много знает,
В жизни что-то достигает!
Все что знаем – обобщим!
На уроке не молчим!
Руку чаще поднимаем,
На вопросы отвечаем!
II. Работа с календарем природы.
- Какое сейчас время года?
- Назовите весенние месяцы.
- Какой сейчас месяц?
- Какой по счету месяц в году?
- Какой по счету весенний месяц?
- Дайте описание погоде на сегодня, используя вспомогательные слова.
- Как в народе называют март?
Вывод.
III. Актуализация знаний учащихся.
- Прежде, чем я назову тему сегодняшнего урока, мы повторим знания, полученные на предыдущих уроках. Для этого поиграем:
1. Игра «Отгадай загадки». Вам необходимо отгадать предметы и назвать, к каким группам они относятся.
У занесённых снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой,
Нашли мы маленький цветочек,
Полузамёрзший, чуть живой. (Подснежник)
Белым шариком пушистым
я красуюсь в поле чистом.
Дунул лёгкий ветерок —
И остался стебелёк. (Одуванчик)
Стоит в саду кудряшка —
Белая рубашка,
Сердечко золотое.
Что это такое? (Ромашка)
Прежде чем его мы съели,
Все наплакаться успели. (Лук) – (репчатый и зеленый)
- Какой предмет «лишний»? Почему? (Цветы-овощ)
2. Продолжаем играть в игру «Лишний предмет». Вам необходимо назвать лишний предмет и объяснить свой выбор (береза, сосна, огурец, груша). (Деревья – овощ.)
2. Игра «Узнай предмет по вкусу». Вам необходимо попробовать предмет на вкус и назвать его (мандарин, яблоко, груша, помидор). (Фрукты – овощ).
- Итак, еще раз прочитайте слова-обобщения и скажите, на какие группы делятся растения?
- К какой группе растений относятся цветы, овощи?
- Как вы думаете, какому предмету будет посвящен наш урок?
- Где растут овощи?
IV. Сообщение темы урока и постановка задачи урока перед учащимися.
Итак, тема урока «Растения огорода».
Задача урока: определить, на какие группы делятся растения огорода; какое значение они имеют для человека.
- Какую задачу для себя вы поставите на уроке?
- Работа в тетради.
- Словарная работа: Растения, огород.
- Записать тему урока в тетрадь.
V. Физминутка.
Раз, два, три, четыре, (Ходьба на месте)
Дети в огород идут, (Прыжки на месте)
А там овощи растут:
Наверху созрел томат, (Потянуться наверх)
Снизу картофель поспевает, (Присесть)
Слева – свекла, справа – тыква, (Наклоны в сторону)
Слева – лук, справа – укроп.
Дети спинки наклоняют,
И горох они срывают. (Наклоны вперед)
- Вы немного отдохнули, а теперь тихо сели за парты и продолжаем работать.
1. Дифференциация овощей на две группы.
Работа в группах.
Игра «Назови растения огорода».
Первый этап игры (для слабых учащихся):
- Я буду показывать картинки с растениями огорода, отвечать будет тот, у кого название этого растения на карточке. Нужно молча поднять карточку с названием, определить к какой группе овощей он относится. (Карточки вывешиваются на доску.)
Второй этап игры (для сильных учащихся):
- Вытащить муляж овоща, написанный на карточке, из мешочка, на ощупь. Определить к какой группе овощей он относится. (Карточки вывешиваются на доску.)
Картофель, капуста, морковь, свекла, помидор, огурец, кабачок, горох, перец, лук, чеснок, укроп, петрушка, салат.
Вывод: Итак, все предметы разделили на две группы – это овощи и зеленые…
- Вам необходимо дополнить название второй группы.
- К какой группе растений относятся все предметы: культурные или дикорастущие?
2. Работа над названием второй подруппы «Растения огорода».
- К какой части речи относится слово «культурные»? На какой вопрос отвечает прилагательное «культурные»?
- А как это слово будет звучать, если подставить вопрос «что?»
Итак, растения огорода делятся на две группы: овощи и зеленые культуры.
Вывод: учитель называет результат выполнения задания учащимися.
3. Работа над понятием «Овощи».
- Какие растения называются овощами?
Работа по учебнику О.А. Хлебосолова, Е.И. Хлебосолов стр. 156.
- Найдите определение и прочитайте «овощи».
- Словарная работа: Овощи – это травянистые растения, сочные части которых употребляют в пищу.
- Спишите его в тетрадь.
- Как вы думаете, относятся ли зеленые культуры к овощам? Почему?
Итак, зеленые культуры – это овощи.
4. Значение растений огорода в жизни человека.
- Работа по учебнику стр. 157.
- Прочитать 1 абзац текста в учебнике на стр. 157 и назвать, какое значение имеют овощи в жизни человека?
- В каком виде употребляют овощи в пищу?
Вывод: Растения огорода – ценный продукт для человека. В них содержатся питательные вещества и витамины полезные для организма человека.
VI. Закрепление.
- У меня в посуде нарезанные овощи. Назовите их.
- Как вы думаете, что сейчас мы будем делать с ними?
- Дайте название приготовленному салату.
Вывод: учитель называет результат выполнения задания учащимися.
Приготовленный салат вы съедите в столовой во время обеда.
VII. Итог урока.
- Над какой темой работали на уроке?
- Что нового и интересного узнали на уроке?
Итак, сегодня на уроке мы узнали:
- Растения огорода – это культурные растения.
- Овощи – это травянистые растения, сочные части которых употребляют в пищу.
- Растения огорода относятся к группе овощи, но делятся на две подгруппы: овощи и зеленые культуры.
- Растения огорода – ценный продукт для человека. В них содержатся питательные вещества и полезные витамины для организма человека.
- Справились ли с задачей урока?
- Как справились с задачами, поставленными перед собой?
- Молодцы, ребята! Хорошо работали на уроке!
Выставляются отметки за урок с пояснением.
VIII. Домашнее задание.
Составить рассказ об овоще по плану, который находится на карточке.
Составить рассказ о растении огорода. 1. Растение: ________________________ 2. Культурное или дикорастущее: _________________ 3. Среда обитания растения: ______________________ 4. Подгруппа растения: ________________________ 5. Форма плода: ________________________ 6. Вкус плода: ________________________ 7. Значение в жизни человека: ____________________ 8. Зарисовать растение. |