В рамках методического объединения учителей общеобразовательных предметов в 2018-2019 учебном году были отмечены показательные уроки

В рамках методического объединения учителей общеобразовательных предметов в 2018-2019 учебном году были отмечены показательные уроки по предметам:

1. Письмо и развитие речи 6 класс по теме: «Имена существительные, употребляемые в единственном и множественном числе». Учитель: Парыгина Эльвира Вячеславовна.

Эльвира Вячеславовна использовала ИКТ, разнообразные виды упражнений, вопросы поискового характера, личностно-ориентированный подход, которые подводили учащихся к рассуждению, к формулировке доступных выводов и обобщений, развитию устной и письменной речи, формированию практически значимых орфографических и пунктуационных навыков. Урок носит коррекционно-развивающую направленность.

 

2. Природоведение 5 класс по теме: «Растения огорода». Учитель: Фролова Елена Николаевна.

Елена Николаевна использовала ИКТ, методы и приемы, схематические схемы, иллюстративный и натуральный дидактический материал, что способствовало глубокому, осознанному восприятию учебного материала. Для решения поставленной проблемы учащиеся включают в работу зрительные, тактильные, вкусовые анализаторы. Урок носит коррекционно-развивающую направленность.

 

Конспект урока по письму и развитию речи

Тема: Имена существительные, употребляемые только в ед.ч. или мн.ч.

Цель урока: знакомство с именами существительными, имеющими форму только единственного или только множественного числа.

Задачи урока:

  • Сформировать умения  различать число  имен  существительных, совершенствовать практические навыки в определении основных признаков данной части речи.
  • Развивать познавательные способности учащихся, память, внимание, логическое мышление, устную и письменную связную речь, орфографическую зоркость, фонетический слух, активизировать словарь.
  • Воспитывать интерес к родному языку, аккуратность при письме, привитие интереса к чтению.

Планируемый результат:

знать: имена существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа;

уметь: различать имена существительные, имеющие форму только единственного числа, и имена существительные, имеющие форму только множественного числа, правильно образовывать трудные формы множественного числа;

учиться: точно, уместно употреблять в речи существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.

Оборудование: SMART доска, компьютерная презентация, дидактический материал (карточки с дифференцированными заданиями), карточки для работы в бригадах, учебник русского языка - Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Русский язык. Учебник для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Москва, «Просвещение», 2014 .

Ход урока:

  1. Организационный момент. 
    Звенит , заливается школьный звонок.

Нас ждет интересный, полезный урок.

Чудесным пусть будет у вас настроение,

Легко и прелестно дается учение!

Приветствие учащихся и гостей.

Девиз:                                                       (Слайд       )

И вновь урок мы начинаем,

Все знанья сами открываем,

К вершине знаний держим путь,

Поэтому – активным будь!

2. Этап актуализации знаний и способов деятельности.

  • Фронтальный опрос об имени существительном.

-Какую часть речи изучаем?

-Дайте определение имени существительному. (Слайд….)

-Назовите основные грамматические признаки имени существительного

- Ребята, скажите, какие две формы числа имеют имена существительные. (Имена существительные могут иметь форму единственного числа и форму множественного числа).

- Приведите примеры.

3. Этап целеполагания и мотивации.

- Ребята, как звучит тема нашего урока?

- Зачем нам нужно это знать? (Чтобы правильно говорить и писать такие слова, быть грамотными людьми).

-Сформулируйте задачу урока.

Итак, мы приступаем к работе над задачей нашего урока.

  1. Работа в бригадах.

-Назовите правила работы в бригадах  (Слайд….)

- Сгруппируйте данные существительные (1 бригада: снег, ветра, вьюги, сугроб;

2 бригада: метель, морозы, снежинка, позёмки )

в зависимости от их числа и допишите недостающую форму числа.

-Сколько будет столбиков? (Два столбика: единственное число и множественное число).

- Проверим, что получилось.

Итак, какое задание сейчас выполняли? Какие знания нам помогли?

Молодцы!

  • Значение слова позёмка (Слайд   )

-Ребята, а кто из вас знает значение слова позёмка?

Метель без снегопада, во время которой снег переносится ветром по поверхности земли или снежного покрова.

 

5.Этап открытия новых знаний.

- А теперь прочитайте слова  на слайде:

Иней, сани, хлопья, лыжи, пурга.

- Выпишите эти слова в два столбика  в зависимости от их числа.

          ед.ч.                мн.ч.

- Всё ли у вас получилось?

  • Учитель помогает учащимся прийти к выводу, что существительные иней, пурга невозможно поставить в форму множественного числа, а существительные хлопья , сани  и лыжи невозможно поставить в форму единственного числа.

 - Познакомьтесь с текстом учебника на странице 111. Совпадает ли данная информация с нашими выводами? (Да, совпадает).

6. Орфографическая минутка. Письмо по памяти.

Мальчишек радостный народ

Коньками звучно режет лёд.

-Какая задача стоит перед вами?(прочитать, вставить пропущенные орфограммы)

- Кто из вас знает автора этих строк?

-Объясните написание  пропущенных орфограмм.( 1 ученик у доски)

  • Подготовка к письму по памяти. (Слайд   )
  • Выполнение работы.+ Инд. Карточки( для слабых)
  • Проверка.

 

7.Физминутка «Зимний лес»

 

Мы пришли в зимний лес (ходьба на месте)

Сколько здесь вокруг чудес! (разводят руки в стороны)

Справа березка в шубке стоит, (руки отводят в указанную сторону и смотрят.)

Слева елка на нас глядит

Снежинки в небе кружатся, (отводят руки и прослеживают взглядом)

И на землю красиво ложатся. (движение (фонарики) и смотрят вверх) .

Как красивы они!

В лесу красота и покой, (разводят руки в стороны)

А нам пора уже домой (шаги на месте) .

- Ну что ж, нам пора прощаться с лесом.

Лес волшебный, до свидания!

Добрый лес, могучий лес,

Полный сказок и чудес!

- Закроем глаза и возвращаемся обратно. 

 

8. Звуко-буквенный разбор слова.

-Мы продолжаем работать над задачей нашего урока.

- Найдите в отрывке из стихотворения А.С.Пушкина имя существительное , которое употребляется только во множественном числе. (Коньки)

-Это слово из словаря, какую орфограмму необходимо выделить и запомнить? На какой слог падает ударение?

-Запишите это слово и выполните звуко-буквенный разбор ( 1 ученик у доски)

9.Этап осмысления новых сведений и применение их на практике.

  • Комментированное письмо у доски. (Учащимся предлагается найти и выписать существительные, имеющие только одно число. (Лень – ед.ч., чучело – ед.ч., прятки – мн.ч., каникулы – мн.ч)

 

«Допиши словечко».

  1. По-геройски Лена с ленью

Воевала целый день,

Но, к большому сожаленью,

Победила Лену _________.

  1. Оля мучила расческу,

К школе делала причёску.

Мучила-то мучила,

Да получилось _________.

  1. Тряс и тряс портфель Тарас,

Чтоб найти тетрадки,

Но тетрадки каждый раз

С ним играли в __________.

  1. Четверть снова началась,

Часики затикали,

А меня вопрос гнетёт,

Скоро ли _______________.

Итог.

10.Этап закрепления нового материала.

 

-Откройте учебники на странице112, упражнение 184, прочитайте задание.

Продумайте план работы. Расскажите о том, как вы будете работать. (Учащиеся планируют свою деятельность: 1) назвать предметы на картинке; 2) определить пропущенные буквы в словах из рамки; 3) распределить слова из рамки по группам).

- Устная работа с упр.184:

  • называем слова, изображённые на картинке, определяем их число (очки, ножницы, клещи, грабли – эти слова имеют форму только множественного числа);

определяем буквы, пропущенные в словах из рамки.

 

- Письменная работа с упр.184 в парах:

  • выбираем слова из рамки по данным группам: существительные, имеющие форму только единственного числа: 1-ая пара – названия продуктов, 2-ая пара – названия металлов; существительные, имеющие форму только множественного числа: 3-я пара – названия продуктов, 4-ая пара – названия инструментов, 5-ая пара – названия игр, все вместе – названия жидких веществ).
  •  Проверка работы. Каждая пара зачитывает выписанную ею группу слов. Учащиеся определяют правильность выполненного друг другом задания.

 

11 . Домашнее задание.

 

С.112, у.183

 

12. Итог урока.

-Над какой темой работали сегодня на уроке?

- Справились мы с задачей нашего урока?

11.Этап рефлексии.

 

Закончи предложение:

-На уроке я работал........ (активно / пассивно )

- Своей работой на уроке я .......(доволен / не доволен)

- Урок для меня показался...... (коротким / длинным)

- За урок я ........(не устал / устал)

- Мое настроение....(стало лучше / стало хуже)

- Материал урока мне был....... (понятен / не понятен)

 

  • Заключительное слово учителя.

- Ребята, вы все молодцы. Хорошо справлялись с трудностями, возникавшими на уроке.

 

  • Спасибо за хорошую работу на уроке.
  • Выставление оценок.

 

 

Дополнительные задания.

 

  • Выделенные существительные  выпиши в два столбика :

Предлагаем испечь к чаю печенье. Дрожжи вам не понадобятся. Взбейте два яйца со стаканом сахара. Добавьте по полстакана сметаны и кефира. Добавьте немного соды и всыпьте муку. Замесите тесто и раскатайте его. Вырежьте фигурки и испеките их. Готовое печенье посыпьте тёртым шоколадом. Подавайте к чаю, молоку, сливкам. Приятного аппетита!

ед.ч.

мн.ч.

 

 

 

 

 

 

 

  • Записать отгадки в два столбика.

 

1. Без ног, а ходят, без рук, а указывают…………

 

2.С той и с этой стороны

В клетках кони и слоны.

Но не могут удержаться,

Чтоб друг с другом не сражаться…………..

 

3.Белый, как снег. В чести у всех.

В рот попал, там и пропал……………….

 

4.Белый камушек растаял, на доске следы оставил……………..

5. Кругленькие, желтые и беленькие, всему свету миленькие ………………..

6.Деревянные кони по снегу скачут,

А в снег не проваливаются. ……………….

                      

ед.ч.

мн.ч.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Млчишек    радосный  _______________

Конками звучно режет  ______________ .

 

Млчишек    радосный  _______________

Конками звучно режет  ______________ .

Снег, ветра, вьюги, сугроб.

 

ед.ч.

мн.ч.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Метель, морозы, снежинка, позёмки

 

ед.ч.

мн.ч.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект урока по природоведению

Тема урока: Растения огорода: овощи (картофель, капуста, морковь, свекла, помидор, огурец, кабачок, горох и другие); зеленые культуры (лук, чеснок, укроп, петрушка, салат и другие).

Цель: ознакомление учащихся с группами растений огорода.

Задачи:

  • Коррекционно-образовательные: расширить и уточнить знания и представления учащихся о растениях огорода.
  • Коррекционно-развивающие: расширять и обогащать словарный запас, развивать связную речь учащихся; активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление, учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщение;
  • Коррекционно-воспитательные: вызывать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о растениях огорода.

Оборудование:

  • Презентация «Растения огорода».
  • Муляжи овощей.
  • Натуральные овощи.
  • Индивидуальные карточки для составления таблицы.
  • Индивидуальные карточки для составления рассказа об овощах.
  • Учебник.
  • Тетрадь.
  • Ручка.
  • Карандаш.

Ход урока.

I. Организационный момент.

1. Проверка готовности учащихся к уроку.

2. Девиз урока:

Мы пришли сюда учиться!

Не лениться, а трудиться!

Только тот, кто много знает,

В жизни что-то достигает!

Все что знаем – обобщим!

На уроке не молчим!

Руку чаще поднимаем,

На вопросы отвечаем!

II. Работа с календарем природы.

- Какое сейчас время года?

- Назовите весенние месяцы.

- Какой сейчас месяц?

- Какой по счету месяц в году?

- Какой по счету весенний месяц?

- Дайте описание погоде на сегодня, используя вспомогательные слова.

- Как в народе называют март?

Вывод.

III. Актуализация знаний учащихся.

- Прежде, чем я назову тему сегодняшнего урока, мы повторим знания, полученные на предыдущих уроках. Для этого поиграем:

1. Игра «Отгадай загадки». Вам необходимо отгадать предметы и назвать, к каким группам они относятся.

У занесённых снегом кочек, 
Под белой шапкой снеговой, 
Нашли мы маленький цветочек, 
Полузамёрзший, чуть живой. (Подснежник)

 

Белым шариком пушистым 
я красуюсь в поле чистом. 
Дунул лёгкий ветерок — 
И остался стебелёк. (Одуванчик)

 

Стоит в саду кудряшка — 
Белая рубашка, 
Сердечко золотое. 
Что это такое? (Ромашка)

 

Прежде чем его мы съели,
Все наплакаться успели. (Лук) – (репчатый и зеленый)

 

- Какой предмет «лишний»? Почему? (Цветы-овощ)

 

2. Продолжаем играть в игру «Лишний предмет». Вам необходимо назвать лишний предмет и объяснить свой выбор (береза, сосна, огурец, груша). (Деревья – овощ.)

 

2. Игра «Узнай предмет по вкусу». Вам необходимо попробовать предмет на вкус и назвать его (мандарин, яблоко, груша, помидор). (Фрукты – овощ).

 

- Итак, еще раз прочитайте слова-обобщения и скажите, на какие группы делятся растения?

- К какой группе растений относятся цветы, овощи?

- Как вы думаете, какому предмету будет посвящен наш урок?

- Где растут овощи?

IV. Сообщение темы урока и постановка задачи урока перед учащимися.

Итак, тема урока «Растения огорода».

Задача урока: определить, на какие группы делятся растения огорода; какое значение они имеют для человека.

- Какую задачу для себя вы поставите на уроке?

 

- Работа в тетради.

- Словарная работа: Растения, огород.

- Записать тему урока в тетрадь.

V. Физминутка.

Раз, два, три, четыре,                   (Ходьба на месте)
Дети в огород идут,                      (Прыжки на месте)

А там овощи растут:

Наверху созрел томат,                  (Потянуться наверх)

Снизу картофель поспевает,        (Присесть)

Слева – свекла, справа – тыква,  (Наклоны в сторону)

Слева – лук, справа – укроп.

Дети спинки наклоняют,
И горох они срывают.                    (Наклоны вперед)

 

- Вы немного отдохнули, а теперь тихо сели за парты и продолжаем работать.

1. Дифференциация овощей на две группы.

Работа в группах.

 

Игра «Назови растения огорода».

Первый этап игры (для слабых учащихся):

- Я буду показывать картинки с растениями огорода, отвечать будет тот, у кого название этого растения на карточке. Нужно молча поднять карточку с названием, определить к какой группе овощей он относится. (Карточки вывешиваются на доску.)

 

Второй этап игры (для сильных учащихся):

- Вытащить муляж овоща, написанный на карточке, из мешочка, на ощупь. Определить к какой группе овощей он относится. (Карточки вывешиваются на доску.)

 

Картофель, капуста, морковь, свекла, помидор, огурец, кабачок, горох, перец, лук, чеснок, укроп, петрушка, салат.

 

Вывод: Итак, все предметы разделили на две группы – это овощи и зеленые…

- Вам необходимо дополнить название второй группы.

- К какой группе растений относятся все предметы: культурные или дикорастущие?

2. Работа над названием второй подруппы «Растения огорода».

- К какой части речи относится слово «культурные»? На какой вопрос отвечает прилагательное «культурные»?

- А как это слово будет звучать, если подставить вопрос «что?»

 

Итак, растения огорода делятся на две группы: овощи и зеленые культуры.

 Вывод: учитель называет результат выполнения задания учащимися.

3. Работа над понятием «Овощи».

- Какие растения называются овощами?

 

Работа по учебнику О.А. Хлебосолова, Е.И. Хлебосолов стр. 156.

- Найдите определение и прочитайте «овощи».

- Словарная работа: Овощи это травянистые растения, сочные части которых употребляют в пищу.

- Спишите его в тетрадь.

 

- Как вы думаете, относятся ли зеленые культуры к овощам? Почему?

Итак, зеленые культуры – это овощи.

4. Значение растений огорода в жизни человека.

- Работа по учебнику стр. 157.

- Прочитать 1 абзац текста в учебнике на стр. 157 и назвать, какое значение имеют овощи в жизни человека?

 

- В каком виде употребляют овощи в пищу?

 

Вывод: Растения огорода – ценный продукт для человека. В них содержатся питательные вещества и витамины полезные для организма человека.

VI. Закрепление.

- У меня в посуде нарезанные овощи. Назовите их.

- Как вы думаете, что сейчас мы будем делать с ними?

- Дайте название приготовленному салату.

Вывод: учитель называет результат выполнения задания учащимися.

Приготовленный салат вы съедите в столовой во время обеда.

 

VII. Итог урока.

- Над какой темой работали на уроке?

- Что нового и интересного узнали на уроке?

Итак, сегодня на уроке мы узнали:

  • Растения огорода – это культурные растения.
  • Овощи – это травянистые растения, сочные части которых употребляют в пищу.
  • Растения огорода относятся к группе овощи, но делятся на две подгруппы: овощи и зеленые культуры.
  • Растения огорода – ценный продукт для человека. В них содержатся питательные вещества и полезные витамины для организма человека.

 

- Справились ли с задачей урока?

- Как справились с задачами, поставленными перед собой?

- Молодцы, ребята! Хорошо работали на уроке!

Выставляются отметки за урок с пояснением.

 

VIII. Домашнее задание.

Составить рассказ об овоще по плану, который находится на карточке.

Составить рассказ о растении огорода.

1. Растение: ________________________

2. Культурное или дикорастущее: _________________

3. Среда обитания растения: ______________________

4. Подгруппа растения: ________________________

5. Форма плода: ________________________

6. Вкус плода: ________________________

7. Значение в жизни человека: ____________________

8. Зарисовать растение.

 

 

 

 



 14.05.2019   748