Лопатненко Александра Евгеньевна

Расписание дефектологических занятий

на 2022 – 2023 учебный год

Урок

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

1

10.30 - 10.50

 

 

1 доп. кл. - инд. занятие

1 доп. кл. - инд. занятие

1 доп. кл. - инд. занятие

1 доп. кл. - инд. занятие

10.50 – 11.10

 

1 доп. кл. - инд. занятие

5 «А» кл. - инд. занятие

1 доп. кл. - инд. занятие

5 «Б» кл. - инд. занятие

2

11.30 – 11.50

 

10.50 -11.05

5 «А» кл. - инд. занятие

5 «Б» кл. - инд. занятие

 

 

5 «Б» кл. – фронт. занятие

 

5 «А» кл. – фронт. занятие

5 «А» кл. - инд. занятие

11.50 – 12.10

 

11.05 – 11.20

5 «Б» кл. - инд. занятие

5 «Б» кл. - инд. занятие

5 «А» кл. - инд. занятие

3

12.30 – 12.50

 

11.30 – 11.45

5 «А» кл. - инд. занятие

 

 

5 «Б» кл. – фронт. занятие

5 «Б» кл. - инд. занятие

5 «А» кл. - инд. занятие

5 «Б» кл. - инд. занятие

12.50 – 13.10

 

11.45 – 12.00

5 «А» кл. - инд. занятие

5 «Б» кл. - инд. занятие

5 «А» кл. - инд. занятие

5 «А» кл. - инд. занятие

4

13.30 – 13.50

 

12.10 – 12.40

5 «А» кл. – фронт. занятие

5 «А» кл. - инд. занятие

5 «А» кл. - инд. занятие

5 «Б» кл. - инд. занятие

5 «Б» кл. - инд. занятие

13.50 – 14.10

 

5 «А» кл. - инд. занятие

5 «А» кл. - инд. занятие

5 «Б» кл. - инд. занятие

5 «Б» кл. - инд. занятие

5

 

13.00 – 13.15

5 «Б» кл. - инд. занятие

 

 

 

 

 

13.15 – 13.30

5 «Б» кл. - инд. занятие

 

Консультации для родителей

«Развитие мелкой моторики»

Сегодня широко известно, что развитие мелкой моторики пальцев рук через определенные зоны в коре головного мозга положительно сказывается на становлении детской речи, повышает работоспособность ребенка, его внимание и умственную активность, стимулирует интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, гимнастика для пальчиков помогает ребенку при рисовании, письме, лепке, любой игровой и бытовой деятельности. Вот почему работа по развитию мелкой моторики является важной составляющей обучения ребенка.

Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. В электрофизиологических исследованиях было обнаружено, что, когда ребёнок производит ритмичные движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных (двигательная речевая зона) и височных (сенсорная зона) отделов мозга, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев.

Поэтому с самого раннего возраста необходимо научить ребенка выполнять точные движения руками и пальцами (брать в руки большие и маленькие предметы, пользоваться ими в соответствии с их функцией (ложкой, вилкой, совочком и др.), открывать и закрывать коробки и сосуды, отвинчивать, завинчивать тюбики и гайки, завязывать и развязывать и т.д.

Ниже приведу пример из нескольких упражнений, которые я, как учитель-дефектолог, использую в своей работе.

1. Пальчиковая гимнастика.

«Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и др.

Продолжительность пальчиковой гимнастики занимает 10-15.

2. Игры с бусинками, пуговицами, мелкими камешками, шнуровка.

Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Детям предлагается сортировать, катать между большим и указательным пальцем, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Например: пуговицы, бусы, рожки. Также разнообразная шнуровка способствует развитию мелкой моторики.

3. Работа с кинетическим песком, арттерапия.

Податливость песка способствует созданию разнообразных предметов. В работе можно использовать разнообразные формочки: цифры, фигуры животных и т.д.

Также работа с кинетическим песком является элементом арттерапии. Созданная ребенком картина из песка является творческим продуктом. Основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка, благодаря которому на бессознательно-символическом уровне происходит выход внутреннего напряжения и поиск путей развития.

4. Рваная аппликация.

Работая по образцу. дети создают разные композиции. Ученики сами рвут цветную бумагу, им необходимо как можно мельче разорвать бумагу и при приклеивании не выходить за края трафарета. Это творческая и очень кропотливая работа. Выполнение рваной аппликации дополнительно развивает усидчивость учеников, их внимание.

5. Лепка из пластилина.

Лепим колбаски, колечки, шарики геометрические фигуры, цифры, буквы и т.д. Используем пластмассовый набор для лепки.

6. Штриховка.

Она способствует подготовке руки к письму. Ученик должен стараться не отрывать ручку от бумаги и не прерывать линии.

Раскрашивание рисунков предполагает четыре вида штриховки, которые обеспечивают постепенность в развитии и укреплении мелкой мускулатуры кисти руки, в отработке координации движения.

Виды штриховки:

раскрашивание короткими частыми штрихами;

раскрашивание мелкими штрихами с возвратом;

центрическая штриховка (круговая штриховка от центра рисунка);

штриховка длинными параллельными отрезками.

Правила штриховки:

Штриховать только в заданном направлении.

Не выходить за контуры фигуры.

Соблюдать параллельность линий.

Не сближать штрихи, расстояние между ними должно быть 0, 5 см

Для развития точности и уверенности движения руки используются игры, в которых детям необходимо проводить параллельные линии в определенном направлении:

Игра «От дома к дому». Задача ребенка - точными прямыми линиями соединить между собой домики одного цвета и формы. Ребенок вначале проводит линию просто пальцем, выбирая направление, затем уже фломастером. Проводя линии, дети сопровождают действия словами «От домика к домику».

Игра «Всевозможные лабиринты». Ребенку рисую различные лабиринты. Пусть «пройдет» по ним карандашом, чтобы занятие не наскучило, лучше всего объяснить, что это за лабиринт, куда он ведет, и кто по нему должен пройти. («Этот лабиринт - в замке Снежной Королевы, он изо льда. Герда должна пройти по нему, не касаясь стенок, иначе она замерзнет».)

Обводим вкладыши из серии «рамки и вкладыши Монтессори». Каждую фигурку следует штриховать под разным углом наклона и с различной степенью густоты линий.

Кроме работы по развитию мелкой мускулатуры рук на занятиях задания по развитию мелкой моторики мы собираем разрезные картинки, застегиваем и расстегиваем пуговицы, кнопоки, крючки, замки.

Главное в работе учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Умелыми пальцы станут не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина и т. д. Таким образом, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка.



 09.11.2022   291