Тираспольский Эдуард Михайлович

Учитель-дефектолог, кабинет № 3

Индивидуальные консультации по предварительной записи по электронной почте: eduard.tiraspolskiy@mail.ru

Учитель-дефектолог – это специалист в области изучения, обучения, воспитания и социализации детей с особенностями развития и имеющих особые образовательные потребности.

Цель деятельности учителя-дефектолога заключается в обеспечении своевременной специализированной помощи учащимся с ОВЗ, испытывающих трудности в обучении.

Задачи:

-Прогнозирование возникновения трудностей при обучении, определение причин и механизмов уже возникших учебных проблем;

-Составление индивидуальных комплексных программ;

-Изучение уровня умственного развития детей и результатов коррекционного воздействия;

-Проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий;

-Консультирование педагогов и родителей по проблемам развития, обучения и воспитания в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка.

Содержание деятельности учителя-дефектолога реализуется в следующих направлениях работы:

-Диагностическое

-Коррекционное

-Аналитическое

-Консультативно-просветительское

-Организационно-методическое

Каждое из направлений в работе специалиста имеет свои особенности, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей рассматриваемой категории учащихся.

 Цель диагностического обследования состоит в выявлении трудностей формирования знаний, умений и навыков, в определении этапа, на котором эти трудности возникли, и условий их преодоления. Для этого проводится изучение уровня умственного развития ребенка, анализ письменных работ, наблюдение за учащимися в учебной деятельности.

Коррекционное направление представляет собой систему коррекционного воздействия на учебно-познавательную деятельность ребенка. В зависимости от структуры дефекта и степени его выраженности определяется содержание коррекционной работы.

Аналитическое направление обеспечивает взаимодействие всех специалистов, позволяет оценивать эффективность коррекционного воздействия и корригировать программы коррекционных занятий.

Консультативно - просветительское направление предполагает оказание помощи педагогам и родителям в вопросах воспитания и обучения ребенка.

Организационно-методическое направление включает подготовку к консилиумам, заседаниям методических объединений, педагогическим советам, а также оформление документации.

Диагностическое направление работы:

- первичное дефектологическое обследование;

- систематические       наблюдения за     динамикой  и        коррекцией психического, интеллектуального развития;

- проверка соответствия выбранной программы, методов и приемов  обучения реальным достижениям и уровню развития ребенка.

Коррекционно-развивающая работа:

- создание условий для развития сохранных функций;

- определение методов, приемов, средств коррекционно-развивающих  занятий

- формирование положительной мотивации к обучению;

- повышение уровня общего развития, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения;

- коррекция отклонений в развитии познавательной и эмоционально– личностной сферы;

- воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков;

- обеспечение успешности адаптации ребенка с ОВЗ в процессе коррекционно-развивающих занятий.

Аналитическая деятельность и профилактика:

- системный анализ личностного и познавательного развития ребенка, позволяющий выявить отдельные проявления нарушений психического развития обучающегося, но и определить причины нарушения, проследить их взаимосвязь и взаимовлияние друг на друга;

- создание индивидуальных/групповых коррекционно-развивающих  программ, нацеленных на взаимосвязанное развитие и коррекцию  различных сторон личностного и познавательного развития ребенка;

- обеспечение специализированного сопровождения в процессах обучения  и воспитания. В зависимости от основного нарушения в развитии,  каждого ребенка может курировать тот или иной специалист, который  обеспечивает взаимодействие тех специалистов, в помощи которых нуждается ребенок;

Организационно-методическое направление:

- подготовка к консилиумам, заседаниям методических объединений, педагогическим советам;

- участие в мероприятиях;

- оформление необходимой соответствующей документации.

- консультации для родителей по вопросам организации безопасной развивающей семейной среды и семейной поддержки учебной деятельности ребенка:

- информирование родителей о школьных проблемах ребенка;

- помощь в вопросах воспитания и обучения ребенка.



 09.11.2022   257