Учебный предмет «Профильный труд (столярное дело) входит в образовательную область «Технология». Программа составлена на основе типовой программы специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида, под редакцией В.В.Воронковой.
Цель программы — подготовить школьников к поступлению в ПУ соответствующего типа и профиля.
При этом учитель трудового обучения должен помнить, что социальная адаптация является не важнейшей задачей обучения и воспитания умственно отсталого ребенка, но и средством компенсации первичного дефекта.
Возможность овладения профессией учащимися с нарушением умственного развития и часто сопутствующими дефектами во многом зависит от состояния проводимой в школе коррекционной работы.
Программа включает теоретические и практические занятия, предусматривает экскурсии на профильное производство. Её основными направлениями служат повышение уровня познавательной активности учащихся и развитие их способности к осознанию регуляции трудовой деятельности. Последнее предполагает формирование у учащихся необходимого объёма профессиональных знаний и общетрудовых умений. Развитие умений происходит путём планомерного сокращения помощи учащимся в умственных и воспринимающих действиях.
Во время обучения учащиеся узнают:
- Инструменты для художественной отделки изделия
- Цвет и текстуру разных древесных пород
- Элементы детали столярного изделия
- Трудовое законодательство
- Виды пиломатериала
- Материалы, изделия для настилки полов и кровли
- Технологию изготовления оконного блока
- Приемы выявления и устранения дефектов столярных изделий
- Основные свойства изоляционных и смазочных материалов
- Технологию устройства перегородки и настилки дощатых полов
- Виды древесностружечных и древесноволокнистых плит
В программе по столярному делу принцип коррекционной направленности является ведущим. В ней конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего, речевого, физического развития и нравственного воспитания умственно отсталых детей в процессе овладения столярным делом. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию личности в целом.