ФГОС: внеурочная деятельность – важнейший компонент современного образования в школе.
Подготовила:
зам. директора по ВР Озимок Е.В.
Цель педсовета: показать возможности внеурочной деятельности для совершенствования образовательного процесса, также всестороннего развития, воспитания и обучения школьников
Задачи педсовета:
- обсудить теоретические аспекты внеурочной деятельности в рамках ФГОС;
- продемонстрировать накопленный опыт внеурочной деятельности.
Только та школа становится очагом духовной жизни, где помимо интересных уроков имеются и успешно применяются самые разнообразные формы развития учащихся вне уроков.
Василий Александрович Сухомлинский.
В настоящее время важное место в решении задачи обновления содержания образования в стране и в частности, нашей школе, отводится федеральным государственным образовательным стандартам обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Стандарт становится важнейшим средством выстраивания новой системы школьного образования, включая цели, структуру, содержание, внеурочную деятельность и т.д.
Наша работа строится на основе ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ведётся по Адаптированной основной общеобразовательной программе I и II вариантов.
Реализация АООП осуществляется через урочную и внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность - это неотъемлемая часть образовательного процесса и одна из форм организации свободного времени учащихся.
2.Под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, направленная на достижение результатов освоения АООП и осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, таким образом внеурочная деятельность объединяет все, кроме учебной, виды деятельности обучающихся, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Внеурочная деятельность важная, неотъемлемая часть процесса образования детей с умственной отсталостью. Сущность и основное назначение внеурочной деятельности заключается в обеспечении дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей обучающихся с умственной отсталостью, организации их свободного времени.
К месту будет сказано слово «школа» имеет греческое происхождение и означает «досуг».
Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего Я. Важно заинтересовать ребёнка занятием интересным ему, где он проявляет свою волю, раскрывается как личность. В этом и помогает нам ВД.
Внеурочная деятельность – это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности сформировать учебную мотивацию. Внеурочная деятельность способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития учащихся, происходит выстраивание системы, обеспечивающей детям сопровождение, поддержку на этапах адаптации, способность базовые знания осознанно применять в ситуациях, отличных от учебных.
3 Целью внеурочной деятельности являются: создание условий для достижения обучающегося необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для всестороннего развития и социализации каждого обучающегося с умственной отсталостью, создание воспитывающей среды, обеспечивающей развитие социальных, интеллектуальных интересов, учащихся в свободное время.
4. Основные задачи:
- коррекция всех компонентов психофизического, интеллектуального, личностного развития обучающихся с умственной отсталостью с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;
- развитие активности, самостоятельности и независимости в повседневной жизни;
- развитие возможных избирательных способностей и интересов ребенка в разных видах деятельности;
- формирование основ нравственного самосознания личности, умения правильно оценивать окружающее и самих себя,
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;
- расширение представлений ребенка о мире и о себе, его социального опыта;
- формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
- формирование умений, навыков социального общения людей;
- расширение круга общения, выход обучающегося за пределы семьи и образовательной организации;
- развитие навыков осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
- укрепление доверия к другим людям;
- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживание им.
5. Принципы программы:
соответствие возрастным особенностям обучающихся;
оптимизация учебной нагрузки обучающихся;
преемственность с технологиями учебной деятельности;
выбор деятельности на основе личных интересов и склонностей ребёнка с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.
Направления, формы и виды внеурочной деятельности.
Направления и виды внеурочной деятельности определяются в соответствии с адаптированными основными образовательными программами Школы. Охват всех направлений и видов не является обязательным. Подбор направлений, форм и видов деятельности обеспечивает достижение результатов обучающихся.
6. Внеурочная деятельность в нашей школе организована по направлениям:
• коррекционно-развивающее;
• духовно-нравственное;
• спортивно-оздоровительное;
• социальное;
• общекультурное.
Как и во всех видах деятельности мы планируем результаты внеурочной деятельности.
В результате реализации программы внеурочной деятельности должно обеспечиваться достижение обучающимися с умственной отсталостью: воспитательных результатов — духовно-нравственных приобретений, которые обучающийся получил вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрёл, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, любви к близким и уважения к окружающим, пережил и прочувствовал нечто как ценность); эффекта — последствия результата, того, к чему привело достижение результата (развитие обучающегося как личности, формирование его социальной компетентности, чувства патриотизма и т. д.).
Все виды внеурочной деятельности ориентированы на воспитательные результаты.
Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности (например, школьник приобрел некое знание, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт действия).
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.
1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему среде.
2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь.
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.
Достижение трёх уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей.
Эффект– это последствие результата; то, к чему привело достижение результата. Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершённые действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.
То есть развитие личности ребенка – это эффект, который стал возможен благодаря тому, что ряд субъектов воспитания (семья, друзья, ближайшее окружение) в том числе, сам ребенок достигли своих результатов.
В настоящее время в школе существует 2 основные модели организации внеурочной деятельности: дополнительное образование и организация кружков и секций в школе.
ТАБЛИЦА (кружки и доп.)
Доп. образование - создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность. А нашей школе организованы занятия
- «Сказка за сказкой» (2, 3, 7 «Б» кл) - рук. Огнева Н.А.
- «Театр теней» (4, 8 «а» кл.) - рук. Огнева Н.
- «Чудо ручки» (3, 4, 5, 6 кл.) рук. педагог доп. образования ЦППМСП ОГАУДО ДЮЦ «Солнечный» Гальперина Елена Николаевна
ВЫСТУПЛЕНИЕ Огневой Н.А. и Гальпериной Е.Н.
С 1 сентября 2022 года во всех школах страны проводятся занятия „Разговоры о важном“. «Разговоры о важном» — это внеурочный предмет, входящий в программу всех школ. Он проводится в формате классного часа один раз в неделю. Занятие проходят по понедельникам первым уроком. Перед ними проходят линейка, вносится флаг России и слушают национальный гимн.
ВЫСТУПЛЕНИЕ Степановой С.А.
В связи с месторасположением нашей школы, приоритетным направлением в воспитании детей является - обеспечение безопасности дорожного движения всех его участников (пешеходов, водителей, пассажиров), профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. Поэтому в каждом классе проводится 1 час в неделю «Дорога и Дети»
ВЫСТУПЛЕНИЕ Локтевой Д.И.
ВЫСТУПЛЕНИЕ Кисленко Е.В. (спортивно-оздоровительное направление)
ВЫСТУПЛЕНИЕ Шашкина О.И. (духовно-нравственное направление)
ВЫСТУПЛЕНИЕ Королева Е.В. (общекультурное направление - краеведение)
Формирование полноценных граждан своей страны во многом зависит от того, чем будут заниматься повзрослевшие школьники, какую профессию они выберут и где будут работать. Кроме того, грамотно построенная профориентационная работа в школе позволяет решать и многие насущные проблемы воспитания, особенно в старших классах.
ВЫСТУПЛЕНИЕ Гейко А.Р.
ВЫСТУПЛЕНИЕ Ремез Т.Н.
В заключение мне хотелось бы ещё раз подчеркнуть, что внеурочная деятельность должна быть интересна учащимся, только тогда она может принести ощутимые положительные плоды. И потому важнейшая задача педагогического коллектива - сделать внеурочную деятельность полезной и привлекательной для каждого ученика.
Как известно, капля и камень точит. Каждый день педагоги нашей школы дают капли знаний учащимся, и внеурочная деятельность помогает донести эти капли конкретным ученикам. Так имеет место система воспитательно-образовательного процесса нашей школы в условиях реализации Федерального Стандарта.
Уильям Уорд сказал:
Посредственный - учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет.
ВД это не урок, она дает в работе такой полет для творчества учителя, который сможет вдохновить будущего человека на всю жизнь.
РЕШЕНИЕ:
1. Принять к сведению информацию о существующих подходах организации внеурочной деятельности в соответствии с пакетом документов ФГОС и использовать в собственной работе. Срок-постоянно.
2. Продолжить работу школы по организации внеурочной деятельности, направленную на формирование социально-значимых компетенций обучающихся по духовно-нравственному, общекультурному, общеинтеллектуальному, спортивно-оздоровительному и социальному направлениям. Срок-постоянно.
3. Эффективно использовать имеющуюся в школе учебно-методическую и материально-техническую базу, информационные ресурсы, собственный методический потенциал для реализации модели внеурочной деятельности. Срок-постоянно.
4. Обеспечить обмен и открытость информации о результатах внеурочной деятельности (школьный сайт, открытые занятия, мастер-классы и т.п.). Срок-постоянно.
5. Продолжить работу по профориентационной деятельности с учащимися для организации помощи им в профессиональном самоопределении. Продолжить ведение катамнестических данных выпускников, что позволяет иметь представления о трудоустройстве выпускников школы, их дальнейшей судьбе. Срок-постоянно.
6. Разработать программу профориентационной работы на следующий учебный год в соответствии с базовым уровнем реализации профминимума. Срок - Август 2025 года.