Помощь родителей в преодолении дисграфии и дислексии у ребенка

Нарушения письменной речи (т.е. письма и чтения), тревожат учителей и родителей, т.к. они напрямую влияют на его учебные успехи. Такие нарушения называются дисграфия (нарушение письма) и дислексия (нарушение чтения).

Причина возникновения ошибок – нарушение компонентов речи. Сбой дают те системы организма, которые непосредственно участвуют в процессе «зашифровки» устной речи в буквенные символы – письмо и «расшифровки» - чтение. Ребенок может прекрасно слышать окружающие его бытовые звуки, и не различать звуки речи, сходные по акустическим признакам, например: р – л, б – п, в – ф, м – н  и т.д.

Это происходит не от невнимательности и лени; таковы особенности развития зрительного анализатора и зрительного восприятия у данного конкретного ребенка.  Ребенку нужно концентрироваться на работе то слухового, то зрительного анализатора и при этом постоянно контролировать двигательную работу своей руки.

Поэтому, когда ваш ребенок садится выполнять домашнее задание по русскому языку, необходимо вспомнить стихотворение.

Каждый день, садясь писать,

Нужно думать, рассуждать,

Слушать звук внимательно,

Буквы писать старательно.

 

Сегодня, дорогие мамы и папы,  вашему вниманию предлагается ряд рекомендаций по работе с детьми, которые допускают ошибки на письме.

Какие основные  ошибки допускают дети?   Пропуски, перестановка букв, вставка лишних букв и слогов, замена одних букв на другие.

Что делать? 

 Полезно, например, придумывать слова, начинающиеся на какой-либо звук (Например: на звук С, можно придумать слова: стол, самолет, стул, сумка и т.д.); выстраивать цепочку слов, когда последний звук одного слова становится первым для следующего (Например: стол, лак, кукла, ананас, самолет, танк и т.д.)

 Доскажи слог, чтобы получилось слово. Например: ма-ли-(на), ка-ран-(даш), кар-тош-(ка) и др.

 Сосчитай, сколько слов в предложениях: «Мама моет посуду.»,  «Петя пьет вкусный сок.», «Папа едет на работу.». Назови первое и последнее слово в предложении.

«Угадай слово». Родители предлагают ребенку угадать слово, которое они произносят по отдельным звукам, делая между ними в произнесении паузу. Например: [с] - [л] –[о] –[ н].

«Где спрятался звук?». Ребенок должен определить приблизительное место звука в слове: в начале, середине, конце. Например: «Где спрятался звук [С] в слове «санки» (в начале), в слове «миска» (в середине), в слове «нос» (в конце)».

Если ребенок упорно путает определенные буквы, плохо запоминает буквы; можно буквы, вызывающие затруднение, лепить из пластилина, выкладывать из камушков, складывать с помощью конструктора «Лего»,  рисовать на бумаге и на песке  и т.д. Только обязательно затем сравнивать получившееся изображение с образцом. Можно задействовать тактильные ощущения и в игровой форме с закрытыми глазами на ощупь узнавать объемные буквы. Узнать букву, «написанную» пальцем на спине или на ладони.

 Для этого упражнения нужна книжка, скучная и с достаточно крупным (не мелким) шрифтом. Ребенок каждый день в течение пяти (не больше) минут зачеркивает в сплошном тексте заданные буквы. Начать нужно с одной буквы, например, «а». Затем «о», дальше согласные,  сначала их тоже нужно задавать по одной. Через 5-6 дней таких занятий переходим на две буквы, одна зачеркивается, другая подчеркивается или обводится в кружочек. Через 2–2,5 месяца таких упражнений (но при условии – ежедневно и не более 5 мин) улучшается качество письма.

Чтение книг так же помогает ребенку запоминать образ букв, слов, правильность орфографического написания слов, согласования частей речи, развивать словарный запас.

Придумайте какую-нибудь интересную семейную традицию, связанную с письмом. К примеру, писать друг другу открытки или утренние записки с пожеланиями.

Занимаясь с ребенком, помните несколько основных правил:

1. На всем протяжении занятий ребенку необходим режим благоприятствования,  он должен почувствовать хоть маленький, но успех.

2. Не хвалите сильно за небольшие успехи, лучше не ругайте и не огорчайтесь, когда у ребенка что-то не получается.

3. Упражнения занимают немало времени: требуется настойчивость, терпение, постоянный контроль домашних работ.

4. Помните, что способы коррекции дисграфии разнообразны, не всегда интересны взрослым, но эффективны для развития навыков письма у детей.

5. Никогда не заставляйте сына или дочку 3–4 раза переписывать домашнюю работу. Такой подход несёт вред здоровью школьника, вызывает большее количество ошибок с каждым разом, провоцирует неуверенность в своих силах. Дети начинают злиться, тихо или открыто выражают недовольство. Недопустимо отбивать охоту к занятиям;

Дети лучше воспринимают и усваивают информацию, когда есть, что потрогать и на что посмотреть. Поэтому активно используйте наглядный материал: иллюстрации, аудио, видео, реквизит. Картинки должны быть яркими, а предметы – с ярко выраженными тактильными свойствами, чтобы можно было по максимуму задействовать моторику ребёнка.

Успешная учёба в школе – это задача не только учителей и специалистов, но и родителей, их активная поддержка и помощь! Удачи!

С уважением,  учитель – логопед Журавлева Инна Владимировна

Ниже представлены  задания, которые помогут вашему ребенку писать без ошибок. Если есть возможность, их можно распечатать.



 29.04.2020   598