Мастер-класс осень 2022

Использование элементов игры в работе с особыми детьми».

Соловьева Л.С., Кисленко Е.В.

Цель:

проверить знания педагогов в работе с различными игровыми пособиями.

Задачи:

Поиск нестандартных подходов в работе;

Владение навыками работы в коллективе;

Закрепление навыка умения давать четкие инструкции и выполнять их самим.

Оборудование: музыкальное сопровождение, электронная доска для показа презентации, дидактические игры и пособия .

- Мы сегодня с вами собрались, чтоб немного поиграть. Для того, чтобы настроиться на позитив предлагаем вам немного размяться.

Зарядка (выполнение с учителем физкультуры и ритмики подвижных упражнений под веселую музыку)

- Присаживаемся. И для начала хотим вам сказать, что наша сегодняшняя работа будет посвящена игре.

Показ презентации с теоретическим материалом

- В своей коррекционной работе  мы опираемся на игру,  как ведущую деятельность. Игра имеет в себе тенденции всех направлений развития и содержит в себе зону ближайшего развития.

- Сенсорные игры дают:

новую чувственную информацию;

переживание приятных эмоций.

- Приятное переживание, которое возникает у ребенка при получении сенсорный ощущений, связывается с образом конкретного человека, ребенок проникается доверием ко взрослому, который играет с ним.

- Часто одна из сенсорных игр может так понравиться ребенку, что на какое-то время превратится в любимую стереотипную игру, так как будет приносить ему приятные успокаивающие ощущения.

- Проведение сенсорных игр решает следующие задачи:

– переживание приятных эмоций, что положительно сказывается на настроении и поведении ребенка;

 – возникновение эмоционального контакта со взрослым, появление в жизни ребенка человека, который понимает его, открывает новые возможности для проведения коррекционной работы и влияния на сам ход дальнейшего развития ребенка;

–  получение ребенком новой сенсорной информации, что важно для расширения его представлений об окружающем мире;

– внесение в игру новых социальных смыслов посредством введения сюжетов, что в целом приближает ребенка к миру людей, дает новые представления о социальных взаимоотношениях.

- Сенсорные игры позволяют детям получать новые ощущения от разных сенсорных источников:

–  зрительные включают методики по изучению восприятия цвета, например, если один цвет перетекает в другой или цвета смешиваются;

 – слуховые включают в себя разные звуки из повседневной жизни. Такие игры помогут отличать разные звуки в обычной жизни (журчание воды, звуки музыки, пение птиц);

 – тактильные игры основаны на прикосновениях к различным поверхностям. Ребенок должен почувствовать разницу между разными текстурами поверхностей, понимать величину предмета, его форму;

– двигательные игры помогают легче ориентироваться в своих движениях.

- Существуют разные виды сенсорных игр:

игры с красками;

водой;

крупами, мыльными пузырями;

игры со светом и тенями;

со звуками;

игры с пластичными материалами.

- В процессе игры вполне могут быть использованы задания на развитие интеллекта. Если ребенок понял, в чем состоит смысл такого задания, он выполняет его охотно и получает удовольствие от достигнутого результата.

- Играем с обучающими дидактическими играми.

Рамка-вкладыш — это обучающая игрушка, направленная на развитие основных умений ребёнка. Вкладыши позволяют тренировать мелкую моторику, логическое мышление, координацию движения рук.

- Рамка - вкладыш «Дни недели» познакомит ребенка с календарем.  Он научится внимательно наблюдать за окружающим миром, легко запомнит названия дней недели и их порядковый номер.

- Обучающая игра "Магнитные истории. Времена года"

Магнитные истории "Времена года" – познавательная мозаика, которая поможет малышу выучить названия и признаки четырех времен года. В набор входят красочные картинки, иллюстрирующие каждое из времен года. С их помощью ребёнок легко разберется, чем отличаются зима от лета, а осень от весны, запомнит, что зимой холодно и идет снег, а летом растет яркая зеленая травка.

- Играть с мозаикой очень просто. Достаточно выбрать нужное игровое поле и закрепить его на магнитной доске. Попросите его как следует рассмотреть поле и подобрать те фигурки, которые подходят выбранному времени года. Пусть ребенок выберет их из набора и расставит на поле. Вы также можете усложнить задачу, самостоятельно составив композицию и предложив малышу найти ошибки.

- Рамка-вкладыш «Изучаем буквы и алфавит».  Игрушка направлена на обучение буквам и умению складывать из них простые слова.  Основная игра - вложить букву в свой паз и назвать ее. Потом, используя эти буквы можно составлять слоги, слова, выкладывать названия предметов, различных объектов, выражать свои желания.

- Рамки-вкладыши "Алфавит" позволяют выучить буквы русского алфавита с помощью: - Зрения. Ребенок видит перед собой все 33 буквы. ... Благодаря тому, что в игре имеется полотно из фанеры с выемками под буквы, ребенок может каждый вкладыш-букву положить на свое место. При этом ученик ручками изучает букву, ее строение. Кроме этого, в наборе имеется специальный дидактический материал – карточки с короткими словами и соответствующими картинками. Задача ребенка - найти соответствующие буквы и правильно их поставить. В процессе упражнений важно, чтобы ребенок проговаривал все, что он видит и делает. 

  • Называйте букву и придумывайте слова, которые начинаются на определенную букву («П» - Папа, «М» - Мама, «Д» - Дедушка, «Б» - Бабушка);
  • Обводите букву пальчиком (так ребенок ее лучше запомнит);
  • Обводите букву на бумаге и раскрашивай ее;
  • Сортируйте буквы на гласные и согласные;
  • Составляйте из букв слова, выкладывайте буквы на место в планшет- это позволит запомнить последовательность букв в алфавите.

-Благодаря бизиборд игрушки часы-календарь  вы сможете в игровом процессе обучить ребёнка:

  • ориентироваться во времени,
  • описывать, какая погода за окном,
  • считать, сколько в часе минут, в году месяцев,
  • выучить дни недели,
  • научиться считать до 31.
  •  

- Детский планшет это достаточно универсальная игрушка, которая комбинирует в себе множество полезной информации. Помимо знаний, которые вы дадите ребёнку во время игры в бизиборд, у него будут развиваться память, визуальное восприятие и мелкая моторика рук.

- Часы-календарь это  незаменимое пособие в получении важных знаний в категории время.

-Магнитная игра “Поймай червячка” – это магнитная рыбалка. Деревянная игрушка червячки станет занимательной игрушкой. Все дети любят разные магнитные рыбалки, и игра червячки является одной из самых популярной. В ней есть некая загадка для маленького человечка и эту загадку нужно обязательно разгадать. Магнитная игра “Поймай червячка” состоит из деревянного сундучка с 10 дырочками, в которых прячется 10 червячков. Всего 5 цветов, по 2 каждого. Что позволяет сортировать их по цветам, изучая. В каждой деревянной игрушке червячки есть магнитная палочка, с помощью которой и ловятся червячки. Сначала ребенок научится доставать их из отверстий, позже, когда этот навык он хорошо закрепит, будет сажать аккуратно их обратно. Это не так просто, как кажется, и требует большой сосредоточенности и меткости. Магнитные рыбалки отлично развиваю мелкую моторику, усидчивость и терпение. Тренируем моторику, пальчиковый захват, умение держать карандаш, глазомер, межполушарные связи. Учим цвета и счет.

- Обучающая игра Конструктор "Палочки - смекалки" для развития внимания, памяти, логики, моторики, обучения счёту

Игра способствует развитию зрительного внимания, памяти, логического мышления, мелкой моторики, формированию навыков счёта. Как играть?

1.Игра «Волшебные палочки». Рассмотрите вместе с ребенком палочки, попросите разложите их на 4 группы по цвету, посчитайте все желтые, красные, зеленые, синие палочки. Попросите соединить две красные палочки, зеленую и желтую, не синюю и не красную и т.д. Попросите выложить дорожку, чередуя палочки по цвету (например, желтая – красная – желтая – красная…), постепенно усложняйте дорожку.

2.Игра «Повтори узор». Рассмотрите с ребенком все карточки. Попросите показать фигуры, состоящие из 3, 4, 5… палочек. Уточните, какие геометрические фигуры изображены на карточках. Попросите выложить из палочек такой же треугольник (квадрат, ромб, пятиугольник…), как на карточке.

 3.Игра «Запоминай-ка». Выложите перед ребенком 3-5 палочек, попросите запомнить последовательность их расположения. Ребенок должен повторить по памяти заданную последовательность. Палочки можно располагать не только в ряд, но и вверху, внизу, слева, справа относительно друг друга

- Развивающая игра ассоциации Радуга (учим цвета, рамка вкладыш, деревянный пазл, сортер, окружающий мир)

Сначала познакомьтесь вместе с ребенком с изображениями на фишках. На них изображено много интересного: животные, транспорт, предметы, музыкальные инструменты. И все это можно называть и учить слова. Выньте фишки и вместе с ребенком заполните один ряд. Когда почувствуете, уменьшите долю своего участия в игре, чтобы ребенок делал это самостоятельно. Рамка вкладыш развивает мелкую моторику, координацию, ассоциативное мышление, абстрактное мышление, память, способность классификации и обогащает словарный запас. Учить цвета с этим  деревянным сортером "Радуга" проще простого.

- Игра! Тренируйте память: можно расставьте ассоциативные таблички в определенном порядке и предложить ребенку его запомнить. Когда он отвернется, перемешайте таблички или выньте из панели и попросите ребенка расставить все так, как он запомнил.

- Магнитная игра "Магнитный жезл"

Варианты игр с магнитным жезлом:

1.Познаём мир. Первое знакомство с магнитом станет для ребёнка настоящим открытием. Дайте ему жезл и попросите поискать в доме (в классе) вещи, которые он сможет притянуть.

2.Маленький сапёр. Насыпьте в небольшую ёмкость любую крупу, кинетический песок или гидрогель. Спрячьте туда определённое количество фишек и попросите ребёнка  найти их с помощью жезла.

3.Тренируем счёт. Разложите перед ребёнком фишки на небольшом расстоянии друг от друга. Попросите его собрать магнитным жезлом 5, 10, 20 фишек. Можно усложнить задание, попросив собрать на одну сторону чётное количество фишек, а на другую – нечётное.

- Развивающая игра Световые Кубики Никитина "Сложи узор"

Свои развивающие игры Борис Никитин создал более чем полвека назад. За это время игры зарекомендовали себя среди педагогов и психологов как в России, так и за рубежом. И по сей день игры не утратили своей актуальности и востребованности.
Игра «Сложи узор» - одна из самых популярных игр Никитина. Она состоит из 16 разноцветных кубиков. На каждом кубике все грани окрашены по-разному: есть как одноцветные, так и двухцветные. Благодаря множеству возможных комбинаций и использованию разного количества кубиков открываются невероятно широкие просторы развития логики и творческого начала ребенка.
Сначала дети учатся складывать узоры по заданиям в книжечке со схемами. Затем перед ними можно поставить обратную задачу: глядя на кубики, зарисовать получившийся узор. И, наконец, третье – придумывать новые узоры, каких еще нет в книге, т. е. выполнять уже творческую работу.

Работа в группах:

- Перед вами на столах лежат различные игровые пособия. Ваша задача поиграть с ними  15 минут. Для того, чтобы найти нестандартные варианты их использования.

Потом вам необходимо продемонстрировать это: разыграв ситуацию ребенок-учитель. Где будет четко поставлена цель и дана короткая инструкция. Вам нужно объяснить, на коррекцию и развитие чего, направлена игра.

1.рассмотреть все пособия

2.поиграть и обсудить

3.выбор игрового пособия

4.составление цели и инструкции

5.демонстрация

Игра 15 минут

Защита

- Давайте немного отвлечемся. Посмотрим, какие мы внимательные и как умеем слушать сами инструкцию. По итогу посмотрим, что у нас из этого получится.

 Графический диктант

 «Тюльпан».

 Начальная точка – 2 клетки вниз, 3 клетки вправо.

*1 клетка вправо, *1 клетка вниз,

*1 клетка вправо, *1 клетка вверх,

*1 клетка вправо, *3 клетки вниз,

*1 клетка влево, *2 клетки вниз,

*1 клетка вправо, *1 клетка вверх,

*2 клетки вправо, *1 клетка вниз,

 *1 клетка влево, *1 клетка вниз,

*2 клетки влево, *1 клетка вниз,

*1 клетка влево, *1 клетка вверх,

*2 клетки влево, *1 клетка вверх,

*1 клетка влево, *1 клетка вверх,

*2 клетки вправо, *1 клетка вниз,

*1 клетка вправо, *2 клетки вверх,

*1 клетка влево, *3 клетки вверх

Итог и оценивание работы:

- Что вы взяли из сегодняшнего мастер-класса? (ответы)

- Какие эмоции вы испытываете? (смайлики)



 11.11.2022   236