Уроки по преемственности 4 класс

Перевод из младшей школы в среднюю – переломный момент в жизни ребенка, так как осуществляется переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новому положению в обществе, к новым взаимоотношениям со взрослыми, со сверстниками, с учителями. Это интересный и сложный этап в жизни школьника. Какие эмоции принесет ребенку этот период, радость или огорчение, во многом зависит от учителей средней школы, и в первую очередь, от классного руководителя. Поэтому необходимость психолого-педагогического сопровождения пятиклассников очевидна.

Пятый класс – трудный и ответственный этап в жизни каждого школьника. Учебная и социальная ситуация пятого класса ставит перед ребенком задачи качественно нового уровня по сравнению с начальной школой, и успешность адаптации на этом этапе влияет на всю дальнейшую школьную жизнь.

По реализации  алгоритма  деятельности  педагогического  коллектива  школы  по организации  преемственности  между  начальным  и  средним звеном ведется следующая работа:

  • посещение уроков в 4-м классе учителями предметниками среднего звена, которые будут преподавать в 5 классе;

  • регулярные  обсуждение  уроков,  координация  работы  и  решение  возникающих проблем 

  • открытые  уроки  учителей  4-х  классов  (письмо и развитие речи,  математика, чтение и развитие речи);

  • посещение  будущим  классным  руководителем  уроков,  родительских собраний, внеклассных мероприятий;

  • передача  материалов  диагностик  учащихся,  характеристики  классного коллектива классному руководителю будущего 5 класса;

  • диагностика сформированности общеучебных умений и навыков.

 

В рамках плана работы школьного методического объединения учителей начальных классов Косицыной С.В., классным руководителем 4 класса, по преемственности были проведены уроки для учителей русского языка и математики, на которых учащиеся 4 класса показали свои умения и навыки в усвоении программных требований.

 

Урок письма и развития речи

4 класс

Провела: С.В. Косицына

 

Тема: «Знаки препинания в конце предложения»

 

Цель: коррекция интонационной стороны речи.

Задачи урока:

Учить интонировать предложения, ставить знаки препинания в конце предложения.

Коррекция развития речи через упражнения в расширении словарного запаса.

Воспитание положительной школьной мотивации.

 

Оборудование:   карточки с знаками препинания, схема предложения, таблицы.

 

Ход урока.

I Орг.момент.

Мы сегодня не одни, гости к нам пришли,

Повернитесь поскорей, поприветствовать гостей.

Правила посадки. Руки на месте, ноги на месте, локти у края, спинка прямая.

С добрым утром! Начат день!

Первым делом гоним лень!

На уроке не зевать,

А работать и писать!

Психологический настрой. Посмотрите на меня  (улыбнитесь). Посмотрите друг на друга (улыбнитесь). Скажите: «У меня все получиться».

Учитель: Я желаю Вам хорошего настроения и интересной работы на уроке.

Отчет дежурного. Наш урок начнем с отчета дежурного.

Какое сегодня число? День недели? Урок?

II. Пальчиковая гимнастика.

Для того чтобы вы могли красиво писать, давайте сделаем пальчиковую гимнастику.

  1.  Упражнение «Солнышко». (Ладоши скрестить, пальцы хорошо раздвинуть, образуя солнышко).

Солнце утром рано встало, всех детишек приласкала.

2.  Упражнение «Шарик». ( Пальцы сомкнуть, сначала сделать маленький шарик,  затем сделать большой».

Надувайся шарик больше, лучше щечки раздувай,

Поиграй-ка с нами дольше,  катись, прыгай и играй!

3.Упражнение «Работа». (показ пальцев по очереди)

Раз, два, три, четыре, пять

пальцы погулять….

4. Упражнение «Гусь». (локти у края)

Гусь сердитый зло гогочет, может быть он кушать хочет.

 Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

Открыли тетради, записали число, классная работа. (правило посадки)

Минутка чистописания.

III. Словарная работа.

1.Учреждение, в котором продают и изготавливают лекарства (аптека)
2. Отдельное жилое помещение в доме, состоящее из одной или нескольких комнат (квартира)
3. Помещение для торговли  (магазин)
4. Морское судно (корабль)
5. Здание для обслуживания пассажиров на железнодорожной станции. (вокзал)
6. Бесхвостое земноводное с длинными задними конечностями, приспособленными для прыганья. ( лягушка)
7. Транспортное средство, специально оборудованное для перевозки пассажиров и грузов по рельсовым путям. (вагон)

Назовите слова, которые вы записали.

Можно ли проверить эти слова? Почему? (словарные слова)
Что нужно с ними сделать?

Какое слово лишнее? Почему? (лягушка- живой предмет)

  А) Звуко-буквенный анализ слова ЛЯГУШКА.

Лягушка- ля-гуш-ка 7 зв, 7 б, 3 гл, 4 сог, 2 уд.
 Б) Составить предложение со словом ЛЯГУШКА.

Л.гушка ж.вёт в в.де. ( предупредительная работа).

Подчеркнуть предмет и его действия.

Физминутка.

Потрудились, отдохнем. Встанем, глубоко вдохнем.

Поднимает руки класс-это раз.

Повернулась голова-это два.

Руки вниз,  вперед смотри -это три.

Руки в стороны по шире, развернулись на четыре.

С силой их к плечам прижать -это пять.

Руки плавно опустили, всем улыбки подарили.

IV. Работа по теме урока.

1.Повторение о предложении.

ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ НАША РЕЧЬ? ( наша речь состоит из предложений)

Что выражает предложение? (предложение выражает законченную мысль)

Как расположены слова в предложении? ( в определенном порядке)

Какие знаки препинания ставятся в конце предложения? (.,?,!)

Игра «Угадай знак (карточки)

Всегда кричит, радуется, пугается, возмущается (восклицательный знак)

Она всегда спокойна, требует понизить голос, сделать остановку (точка)

А он всегда всем задаёт вопросы (вопросительный знак)

  1. Постановка цели урока

Ребята, как вы думаете, чем мы будем учиться на уроке?

Учитель: Сегодня на уроке будем учиться  в  предложениях  ставить  знаки  препинания.

Работа по учебнику.   стр. 212 Упр.15

Какое задание нужно выполнить в этом предложении? (поставь нужный знак препинания).

Ах, какой… Почему… Это чей… Как хорошо… Куда ты … Здравствуй…

Физминутка. для глаз

  1. Поморгали глазами.

  2. Крепко сжали, разжали.

  3. Поднимаем брови вверх.

  4. Повороты вправо, влево, вверх, вниз.

V. Закрепление материала.

Из букв составить слово. 

6    7   4    5    2   1     3

Ц  А   Р   И   Щ  Я    Е

Кто такая ящерица?

Ящерица- небольшое четвероногое пресмыкающееся животное с удлиненным телом и длинным хвостом, покрытое мелкой роговой чешуей. 

Видеоролик. Посмотрите видеоролик и скажите, что вы узнали о этих животных.

Ящерица отделывается сравнительно легко, оставляя во власти своего преследователя только хвост и, тем спасая свою жизнь, особенно интересно отметить, что хвост после этого быстро вырастает.

 Упражнение. Стр. 212 Упр. 16

Какое задание необходимо выполнить?  ( выписать предложения с ?,..!))

Проверка.

VI. Итоги урока. Выставление оценок (комментирование)

Чему учили себя на уроке? Какие знаки препинания встречаются в предложении?
VI. Домашнее задание

Стр. 217, правило, Упр. 23

 

 

Урок чтения и развития речи

4 класс

Провела: Косицына С.В.

Тема: «Яшка».А.Барков.

Цель: познакомить учащихся с рассказом  А. Баркова  «Яшка».

Задачи.

Обущающие: совершенствовать технику чтения, работать над выразительностью, учить анализировать используемым автором в произведении средства языковой выразительности.

Развивающие: развивать творческое мышление, эмоциональную сферу, воображение, внимание, обобщать и развивать речь учащихся.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: памятка при чтении текста, карточки, картинки.

Ход урока.

1.Орг момент.

Пахнет в воздухе весной, солнце греет нас с тобой.

Прозвенел уже звонок , начинаем наш урок.  (У нас на уроке гости, давайте поприветствуем).

Правила посадки.                            Сл №2

Руки на месте, ноги на месте. Локти у края, спинка прямая.

Отчет дежурного.

Какое число?   День недели?  Какой урок? ( урок чтение и развитие речи).

Психологический настрой.

Посмотрите на меня (улыбнитесь). Посмотрите друг на друга (улыбнитесь). Скажите: «У меня все получится!».  Я желаю вам хорошего настроения и интересной работы на уроке.

II.Актуализация знаний.

Перед вами картинки. Рассмотрите их. Как сказать, что это? (времена года).

Сейчас я прочитаю вам стихотворение, а вы должны внимательно послушать его и выбрать то время года, о котором говорится в стихотворении. (работа парами)

Стихотворение.

Апрель! Апрель!  На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи.  На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи.  После зимней стужи.
Пробирается медведь,  Сквозь густой валежник.
Стали птицы песни петь. И расцвел подснежник.

Так, о каком времени года говорится в стихотворении? (о весне). Расположите времена года в определенном порядке. ( весна, лето, осень, зима).

 

А какое время года у нас на дворе? ( весна)                          сл №3

Какой сейчас весенний месяц ? ( апрель). Какой он по счету? ( второй)

Как называется раздел, над которым мы работаем на протяжении нескольких уроков? «Весна идет!»

Какие изменения в природе происходят с наступлением весны? ( ярче светит солнце, прилетают птицы, тает снег, появляются первые цветы).

Задание №1.

Прочитайте чистоговорку. Догадайтесь, каким словом нужно закончить.     

Чи-чи-чи прилетели к нам …(грачи)                                            сл №4-5

Чтение хором, затем несколько человек.

Учитель: давайте изменим интонацию голоса. Какой знак стоит в конце предложения? (?)

 Чи-чи-чи прилетели к нам грачи? Чи-чи-чи прилетели к нам грачи! ( с радостью)

Задание №2. Прочитать слова сверху вниз и наоборот.

Снег   штаны    вода  медведь   берлога                         сл №6

Задание №3. Найди слова.

Юдвеснастбхлапагшзкделосмзубыпрло (весна, лапа, дело, зубы)       сл №7

III. Проверка домашнего задания.

Назовите еще раз слова, которые вы сейчас прочитали. Где вы с ними встречались? Н.Сладков «Медведь и Солнце» (сказка)                                                            сл №8

О каком животном говорится в сказке? (о медведе)

Почему медведь ругался? (штаны медведь намочил)

Кого обвинял медведь? (воду, снег, солнце).

Что понял медведь, когда вылез из берлоги? (наступила весна)

Чтение по ролям.

IV. Физминутка.

Потрудились, отдохнем. Встанем, глубоко вдохнем.

Поднимает руки класс-это раз.

Повернулась голова-это два.

Руки вниз,  вперед смотри-это три.

Руки в стороны по шире, развернулись на четыре.

С силой их к плечам прижать-это пять.

Руки плавно опустили, всем улыбки подарили.

V. Объяснение нового материала.

Над каким разделом  мы работаем на протяжении нескольких уроков? («Весна идет!»).

 Сегодня мы продолжаем работать над этим разделом и познакомимся с новым рассказом.

А с каким, вы узнаете, когда из букв составите слово. (А,К,Я,Ш) «Яшка».       Сл №9

 Итак, мы сегодня познакомимся с рассказом А.Баркова  «Яшка».

Кто назовет цель урока: (ответы учащихся)

Цель урока: продолжать учиться читать по слогам правильно, осознанно, выразительно.   Сл №10

Рассказ об авторе. Александр Сергеевич Барков родился 2 октября 1935 года в Москве. Окончил педагогический институт, работал учителем биологии и литературы в сельской школе. Является автором более 50 книг для детей и взрослых. Его книги посвящены– истории и природе. Среди них: «Снег идет», «Бельчонок на плече», «А на дворе весна», «У Чистых прудов», «Березовый свет», «На ранней зорьке», «Плачут чибисы на заре». Рассказы Баркова Александра Сергеевича всегда основаны на реальных событиях. Книги его были удостоены почетных дипломов и грамот на всероссийских конкурсах.

Чтение рассказа учителем.  Кого назвали Яшкой? (скворца)

Что вы знаете об этих птицах?                                                                          Сл №11

Скворцы- одни из первых вестников весны. Они прилетают стаями в марте месяце. Когда еще лежит снег. Как только становиться теплее, самцы появляются рядом со скворечниками и начинают петь, раскрыв клюв и распустив крылья. Птицы сселяться везде, где хотят. Они быстро привыкают к новым местам. Гнездо строит самка, а самец ей помогает. Скворцы оберегают поля, сады, огороды и являются верными помощниками человека. Питаются насекомыми, пауками, червяками, гусеницами. Есть пословица «Летит скворец- зиме конец!».

Словарная работа.                                                                           Сл №12

Непоседа- тип поведения человека беспокойного, суетливого, подвижного.

Потешается-издевается, смеётся.

Леток- отверстие для для влета и вылета птиц.

Попотчевал- покормил

Смекалистая- сообразительная

Памятка при чтении.

Перед тем, как начнем читать рассказ обратимся к памятке.

Чтение по цепочке.

Какие птицы прилетели в первые дни апреля? (скворцы)                             сл №13

Что любил делать скворец сидя на березе?(стучать клювом и петь песни)

Как назвали птицу? (Яшка)

Что он любил делать? (собирать червяков, петь песни, дразнить собаку)

Какой был по характеру? (непоседа)

Кто появился на свет у скворчат? (птенцы)

Чем кормил Яшка своих птенцов? ( овсяной кашей)

Куда осенью скворцы улетели? (в теплые края)

Куда прилетел скворец перед отлетом? ( к родному месту)

Самостоятельное чтение.

Почему мальчик не стал руками трогать птенцов? (птицы не прилетят к гнезду)

VI. Закрепление материала.

Учитель читает начало предложения, учащиеся конец предложения.

Игра «Найди ошибку». (сигнальные карточки).

1 Скворец прилетел в последние дни апреля? (нет)

2. У скворцов появились птенцы? (да)

3. Птенцы не любили овсяную кашу? (нет)

4.Осенью птицы улетели в теплые края.(да)

5. Скворца назвали Мишкой(нет)

VII. Итог урока: С каким рассказом мы познакомились на уроке? («Яшка» А Барков.) Как мы должны относиться к птицам?

 

 

Урок математики

4 класс

Провела: Косицына С.В.

 

Тема: «Все действия  пределах 100»

Цель: закрепить все действия в пределах 100.

Задачи:

Образовательные: содействовать коррекции вычислительных навыков, повторить  все действия в пределах 100.

Коррекционные: развивать мелкую моторику рук посредством тренировки пальцев рук; развивать изображение, мышление посредством решения задач; развивать зрительное восприятие через узнавание предметов; создавать мотивацию к учению.

Воспитательные: воспитывать интерес к предмету математики, правила поведения в общественном месте (в цирке).

Оборудование: презентация, карточки, наглядный материал.

Ход урока.

  1. Организационный момент. У нас сегодня на уроке гости, давайте поприветствуем.   

  Пусть вас гости не пугают

 Здесь вам стены помогают.  

 Все кто здесь сидят друзья.

  Их бояться вам нельзя. 

Мы волнуемся конечно,

День сегодня необычный.    

 Но урок начать пора,

Всем ни пуха, ни пера.

Отчет дежурного. Наш урок начнем с отчета дежурного. Какое число? День недели? Урок? (29 апреля, понедельник, урок математики)        сл №2

Сегодня урок математики будет необычным. Мы приглашены в гости. Но куда? На день рождения? В театр? В зоопарк?  Попробуйте отгадать. Здесь  зашифровано то, что нам предстоит увидеть и услышать. Тайна в этих цифрах.

Задание: Перед вами цифры. Расположите их от самого маленького до самого большого.

98     25      39    64                           сл №3

к       ц         и         р

Итак,  куда мы с вами приглашены?  (в цирк)

  1. Актуализация знаний.

  2. Что нам нужно, чтобы попасть на представление? ( приобрести входной билет)

 Получит его тот, кто выполнит  определенное задание.

  1. Назовите число, в котором 2.ес 5 ед.(25)

  2. Назовите число, в котором 10 дес. (100)

  3. Сколько десятков и единиц в числе 64.

  4. Посчитай десятками от 10 до 50

  5. Посчитай десятками от 100 до 50

  6. Назовите соседи числа  45. (44,46)

  7. Назовите соседи числа  98.(97,99)

  8. Назовите самое маленькое двузначное число. (10)

  9. Какое число лишнее? (10,20, 40,65)

  10.  На сколько число 28 больше 20? (на 8)

  11.  Назовите компоненты умножения (1множитель, 2 множитель, произведения).

  12. Назовите компоненты вычитания ( уменьшаемое, вычитаемое, остаток).

  13.  Посчитай от 68 до 73.

  14.  Посчитай от 94 до 86.

  15.  Сравни 47 и 74.

 

Учитель: Молодцы! Вы справились. Каждый из вас приобрел  входной билет.  Так, куда мы отправляемся?

Рассаживайтесь поудобнее. Соблюдайте правила культурного поведения.

Внимание! Внимание! Представление начинается!  Дети слушают песню «Товарищ цирк» в исполнении Юрия Никулина. 

 

 

  Сл №4

Учитель: Дети, помните, чтобы артисты цирка выступили успешно, вы должны им помогать.

Как называется место, где выступают артисты? (арена).

  1. Минутка чистописания.

Для того,  чтобы мы могли красиво писать в тетрадях проведем пальчиковую гимнастику.

  1. Упражнения «Солнышко».

  2. Упражнения «Гусь»

  3. Упражнения «Работа».

Первыми на арену  выходят  дрессированные собачки.       Сл №5

 

Какой по счету день недели  понедельник?

Какой цифрой обозначается? (1)                                                сл №6

Сколько всего дней в недели? (7)

Составьте из этих цифр двузначные числа. (11,17,71,77)

Назовите самое маленькое число? (11)

Назовите самое большое число? (77)

Для того чтобы собачки выступили успешно, им нужно помочь решить примеры.

 Цель урока: Повторить все действия в пределах 100.

IV.Устный счет.

Ну-ка в сторону карандаши.

Ни костяшек. Ни ручек. Ни мела.

Устный счёт! Мы творим это дело

Только силой ума и души.

Числа сходятся где-то во тьме,

И глаза начинают светиться,

И кругом только умные лица,

Потому что считаем в уме.

Задания: Работа на счетах

20+18= 38        75-35+3=43

36-30= 6         12+48-30=30

59-9=  50           45+14- 50=9

56-23=  33        68-18+25=95

Учитель: Молодцы, все примеры выполнили верно. Наши артисты выступили успешно. Мы  с ними прощаемся.

 Под вторым номером на арену выходят удивительные слоны, небывалой вышины.      Сл №7

 

 

 

Математический диктант.

Задания:

1.5 увеличь на 3 (15)

2. 20 уменьшить в 4 раза(5)

3. 7 увеличь на 6 (42)

4. 49 увеличь на 1 дес (59)

5. 64 уменьши на 6 дес (4)

6. 30 увеличь на 1 единицу (31)

Прочитайте числа:  15, 5, 42, 59, 4,  31.           Сл №8 

Работа группами: Напишите второй ряд чисел от самого большого до самого маленького.59, 42, 31, 15, 5. 4                     Сл №9 

 

Подчеркните однозначные числа одной чертой, двузначные двумя чертами.

Учитель: Молодцы, все задания выполнили верно. Слоны выступили успешно. Мы  с ними прощаемся.

Под третьем  номером на арену выходят косолапые медвежата.   Сл №10

Физминутка.

 

1.Медвежата в чаще жили
Головой своей крутили
Вот так, вот так – головой своей крутили
2.Медвежата мёд искали
Дружно дерево качали
Вот так, вот так – дружно дерево.

 

3.И в развалочку ходили
И из речки воду пили
Вот так, вот так и из речки воду пили
4.А ещё они плясали! Дружно лапы поднимали!
Вот так, вот так кверху лапы поднимали!

5.Вот болотце на пути! Как его нам перейти?
Прыг да скок! Прыг да скок! Веселей скачи дружок!

 

Какое лакомство у медвежат? (мед)

Решение задачи.

На первой полке стояло 35 банок меда, а на второй полке на 18 банок меньше. Сколько банок меда стояло на двух полках?

 

О чем говорится в задаче? ( о банках)

Где стояли банки? ( на полках)

Сколько было полок? (две)

 

Сколько банок было на первой полке? (35)

Сколько банок на второй полке?

Что нужно узнать в задаче? ( сколько банок меда на двух полках)

Какая схема подойдет к задаче?

Давайте составим краткую запись.

Кто по краткой записи расскажет задачу? (учащиеся рассказывают задачу)

Можем мы сразу ответить на этот вопрос? (нет)

Как узнать, сколько банок меда на второй полке? (35б-18б=17б)

А теперь можно узнать, сколько банок стояло на двух полках? ( 35 б+17б= 52б)

Во сколько действий задача? ( в 2 действия)

Почему в первом действии вычитали?

Почему во 2 действии прибавляли? Что обозначает число 35? 17? 52?

Самостоятельно записывают задачу.

Учитель: Молодцы, задачу  решили верно. Медвежата  выступили успешно. Мы  с ними прощаемся.

Под четвертым номером на арену выходят бесстрашные тигры.   Сл №11

Задания:

1.Одно яйцо варится 4  минуты. Сколько времени понадобиться, чтобы сварить  3 яйца.

2. Сколько будет 2+2Х2 (6)

3. Масса петуха, стоящего на двух ногах, 4 кг. Какова будет масса петуха, если он встанет на одну ногу?

 

Работа по учебнику.

Стр.175 №34. (1,2)

Учитель: Молодцы, примеры  решили верно. Тигры  выступили успешно. Мы  с ними прощаемся.

 

Под  пятым номером на арену выходят лошадки.      Сл №12

Геометрический материал.

 

Работа по учебнику.

Стр.210 № 7. (1,2)

 

Начертить прямоугольник 8 см и 4 см.

Домашнее задание с 194, № 35 (1,2)

Итог : Где мы сегодня побывали? Кому помогали на уроке?

 Что повторяли в течение всего урока? Какое задание для вас было самым трудным? Какое задание было самым интересным?



 09.05.2019   1921